Одно из самых известных изданий Санкт-Петербурга купил один из крупнейших медиаменеджеров России Виктор Шкулев.

О продаже издания сообщила сама “Фонтанка.ру”. Виктор Шкулев, являющийся совладельцем холдинга Hearst Shkulev Media (HSM) приобрел контрольный пакет АО “Ажур-Медиа”, являющегося издателем “Фонтанки”. Сумма сделки не раскрывается.

По данным издания, в настоящее время акционерами компании являются пять физических лиц, включая основателей проекта (Андрей Константинов, Евгений Вышенков и Андрей Потапенко) — прежние партнеры приняли решение о полном выходе из бизнеса, сообщает “Фонтанка.ру”. Известно, что речь идет о девелоперском холдинге Fort Group. Ранее эта группа продала издание “Деловой Петербург” и перестала поддерживать футбольный клуб “Тосно”, напоминают “Ведомости”.

По словам Андрея Константинова (также является председателем совета директоров “Ажур-медиа”), сделке предшествовали долгие переговоры, в ходе которых были согласованы мельчайшие детали будущей “совместной жизни”. Он также добавил, что серьезных изменений в редакционной политике издания не предполагается, а на изменения в части бизнеса он рассчитывает.

“Фонтанка” станет частью сети городских порталов, которую HSM развивает с 2012 г. Самые крупные из них – екатеринбургский E1.ru и новосибирский Ngs.ru. Всего в сеть входят 43 сайта с редакциями в 15 городах. На сайте HSM указано со ссылкой на “Яндекс.Метрику”, что в среднем в сутки эти сайты посещает 1,5 млн человек.

О планах “быть в питерском бизнесе” В. Шкулев говорил еще в октябре 2018 года в интервью Znak.com, отмечая, что “там есть возможность делать успешное локальное медиа”.

Кроме этого, Hearst Shkulev Media выпускает российские версии журналов Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, а также телегид “Антенна-Телесемь”, еженедельник Starhit. Американской Hearst принадлежит 20% российской медиагруппы. Как пишет РБК, В. Шкулев уточнил, что к покупке контрольного пакета Hearst не имеет никакого отношения, это личная инвестиция.

Интернет-газета “Фонтанка.ру” был основано в 1999 году и является одним из наиболее влиятельных и известных изданий Санкт-Петербурга. По данным Mediascope, в среднем в месяц это издание читает с настольных компьютеров 1,3 млн человек (данные по жителям России 12 – 74 лет в ноябре 2018 года). Выручка “Ажур-медиа” в 2017 г. составила 164 млн рублей, чистая прибыль – 18 млн рублей.

Издание известно своими антикоррупционными расследованиями, касающихся контрактов Минобороны, а также ЧВК Вагнера. На вопрос о возможных рисках владения “Фонтанкой” В. Шкулев ответил лишь, что “медийного бизнеса без рисков сейчас не существует”.

За последние пять лет у “Фонтанки” уже трижды менялись владельцы. В апреле 2013 года основным владельцем “Ажур-Медиа” (51%) стал шведский концерн Bonnier AB. Сумма сделки тогда оценивалась в 7,5 млн долларов.

Но в декабре 2015 года шведы были вынуждены избавиться от контрольного пакета из-за вступивших в силу поправок в закон “О СМИ”, запрещавших иностранных компаниям владеть большем 20% в компании — учредителе любого российского СМИ. Тогда “Фонтанка” утверждала, что издание выкупили миноритарные акционеры, позже контрольный пакет перешел в Fort Group.

Писатель, публицист, общественный деятель (Пенза) Михаил Козин рассуждает о специфике политики медиахолдингов в контексте покупки “Фонтанки” холдингом Виктора Шкулева:

Кто бы что ни говорил, но, к большому сожалению, совсем без изменений не получится.

Известно, что в последние годы холдинг г-на В. Шкулева скупает крупные региональные интернет-СМИ и перестраивает их по одному и тому же шаблону. Боюсь, что это не минует и “Фонтанку” – одно из самых реакционных и серьёзных СМИ.

Кто-то утверждает, что “Фонтанка” была куплена как раз под губернаторские выборы с целью контроля региона, но, на мой взгляд, это лишь совпадение – переговоры начались более года назад, когда про выборы и не думали. Наверное.

В последнее время теории заговора доходят до абсурдных объёмов, но тут всё не так просто. Во-первых, “Фонтанка” не очень похожа на “просто региональное СМИ”. Во- вторых, на глянцевые “Elle”, “Maxim” и прочие “Антенна-Телесемь” она похожа ещё меньше.

Региональный директор информационного агентства “Медиакорсеть” (Уфа) Шамиль Валеев рассуждает о том, как меняется редакционная политика сетевых изданий при смене владельца:

Подобная покупка была в Башкирии. В конце 2015 года сетевой холдинг Ругион, владеющий ресурсами в ряде субъектов РФ, купил целую сеть, в том числе и ресурс Ufa1.ru.

Могу только сказать, что после приобретения В. Шкулёвым “Ругиона” местное издание Ufa1.ru, входящее в холдинг, выпало из новостной повестки. Они стали заниматься другими темами.

К 2017 году мы снова увидели издание в повестке. Было понятно, что новый собственник В. Шкулев просто охотился за трафиком. Я могу сказать, что публицистическая и аналитическая составляющая не является приоритетом для группы В. Шкулева.

Политтехнолог, психолог, журналист, эксперт по PR и GR-коммуникациям, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО)

Эксперт Алена Август рассуждает о том, какой будет редакционная политика “Фонтанки” при новом владельце:

При всем уважении к большому медиа-эксперту и специалисту Виктору Шкулеву, мне кажется, он немного лукавит, так как “Фонтанку.ру” нельзя назвать совершенно неполитическим изданием. Именно здесь зачастую появлялись довольно острые статьи.

В этой связи пока остаётся только догадываться, в каком ключе будет развиваться редакционная политика. Не исключаю, что будет смягчен контент в отношении врио губернатора Санкт-Петербурга, и, наоборот, обострён в сторону других участников политического процесса.